Putin

 

 

 

Сергей Маев: Афганистан нас сплотил

1 апреля 2014 - Администратор
article492.jpg

 Сергей Маев - председатель ДОСААФ России, бывший начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, генерал-полковник в отставке. Это человек удивительной судьбы, который за свою яркую военную карьеру принял участие в нескольких локальных конфликтах, прошёл войну в Афганистане. Китель этого военачальника украшен семью орденами и более чем 20 медалями. Большинство из его наград получено за боевую работу, когда каждый день мог стать последним.

В год 25-летия вывода советских войск из Афганистана Сергей Маев делится воспоминаниями о тяготах военной службы в этой неспокойной среднеазиатской стране, рассказывает об отношениях советских военнослужащих с местным населением, вспоминает своих сослуживцев и отмечает, чему должна учиться молодёжь на опыте ветеранов.

- Сергей Александрович, что для вас значит 25-я годовщина вывода советских войск из Афганистана?
- К этой дате я испытывал и испытываю двойственные чувства. С одной стороны, появилось чувство облегчения, когда в 1989 году наша страна освободилась от тяжёлого бремени, которое возлагала на нас афганская война. С другой стороны, появилось чувство разочарования из-за того, что после вывода советских войск ситуация в Афганистане только ухудшилась - там начались ещё более кровопролитные бои, жестокая гражданская война, начали зарождаться и разрастаться террористические группировки. Афганистан стал источником поставки наркотиков в Европу. В общем, проблем в этой стране стало не меньше, а больше.

- Когда вы попали на службу в Афганистан? Какие задачи перед вами стояли?
- Я прибыл в Афганистан 31 мая 1985 года в звании полковника на должность заместителя командующего 40-й армией по вооружению. Прослужил в Афганистане, как говорят, два лета и три зимы. Убыл 30 августа 1987 года в звании генерал-майора.
Основная задача, которая передо мной стояла, - организация материально-технического обеспечения. Она включала организацию работ по поддержанию техники, вооружения и боеприпасов в постоянной боеготовности в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет боевая обстановка. Моя задача заключалась в том, чтобы войска 40-й армии никогда не нуждались в том, что необходимо на войне, - это оружие, техника, запчасти и т.д.
Также я должен был поддерживать порядок в подчинённых частях, создавать подразделения для решения задач технического обеспечения войск: ремонт техники на местах выхода из строя, эвакуацию подбитой техники, организацию ремонта на стационарной базе.

- Какие первые ощущения о войне, об Афганистане?
- Афганистан - особая страна. Когда летишь на самолёте и смотришь на эту страну с высоты птичьего полёта, складывается впечатление, что под тобой лунный ландшафт: нет ни лужаек, ни рек, ни лесов - сплошное нагромождение разноцветного камня. Земля выглядит абсолютно неживой. Мой самолёт приземлился в семь утра в Кабуле. Спустился по трапу - в глаза ударил свет палящего солнца, появилось ощущение невыносимой жары, поглощающей всё и вся.
Про атмосферу: там ты сразу начинаешь понимать, что попал в чужую страну со своими погодными условиями, колоритом, особенностями. Моральные ощущения у советских солдат и офицеров были примерно одинаковые - некомфортная боевая настороженность и ожидание опасности. Хотя простые люди с оружием в руках не ходили, но каждый из нас понимал, что тут нельзя никому доверять и нельзя оставаться без средств защиты.

- Что можете сказать о местных жителях?
- По характеру афганцы - народ настороженный, замкнутый, неулыбчивый. Многие женщины ходят в парандже с закрытыми лицами, мужчины в непривычных для нашего взора халатах и чалмах. Мне кажется, что прибытие 40-й армии стало для мирных жителей источником личной безопасности и возможностью хоть как-то заработать на жизнь. Мы покупали у них разные вещи и продукты, предоставляли им рабочие места. Относились к нам афганцы с уважением, но в искренность их слов тяжело было поверить, а оставаться одним в их окружении без элементарных средств защиты было просто опасно. Дело в том, что душманы вели мощную пропагандистскую работу с населением. Мы пытались убедить местных жителей, что пришли с благими намерениями, но получалось это далеко не всегда.
Лично я не часто общался с местными. С должностными лицами государства иногда приходилось встречаться. У меня был коллега - начальник автомобильной службы афганских вооружённых сил генерал Гулям. Вот с ним я и общался в основном, гостил у него, хорошо знал его семью. Уже после вывода советских войск он даже приезжал ко мне в Москву.

- Какие моменты войны запечатлелись в памяти?
- Моментов много. Расскажу об одном из самых неприятных. У нас был отдельный батальон по эвакуации техники, который вывозил неисправный транспорт на сборный пункт повреждённых машин в Хайратоне. Новым командиром батальона стал майор, фамилию которого я уже не помню. Автомобильный тягач из его батальона при движении через перевал Саланг попал под снежную лавину. Чтобы разобраться в обстановке, я приказал майору убыть на место, чтобы определить, как извлечь технику и погибших из-под снега. Через некоторое время после его отъезда мне докладывают, что ещё один снежный завал снёс машину этого офицера. У меня остался тяжёлый осадок в душе, так как, преследуя благие намерения, я по факту послал человека на смерть.

- Был ли психологический барьер при переходе от военного времени к мирному?
- Безусловно, был. После возвращения в Советский Союз появилось ощущение какой-то никчёмности происходящего вокруг. Все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться после возвращения в СССР, казались несущественными и надуманными, были похожи на мишуру. В Афганистане были конкретные действия и результаты. Организовал хорошую работу - успешно выполнил операцию и сохранил людей. А в Советской Армии такого рода задачи нивелировались, передо мной стояли исключительно учебно-боевые задачи, которые воспринимались как что-то незначительное и даже несуразное. Первое время очень хотелось вернуться обратно в Афганистан.

- Попадали ли вы в реальные боевые действия, под обстрел душманов?
- Таких моментов было пруд пруди, каждый выезд сулил опасность. На моих глазах гибли люди... Поверьте, испытываешь неприятное чувство, когда рядом с тобой умирает человек, а ты не в силах ему помочь. Если честно, это вспоминать не хочется.

- Может быть, тогда, наоборот, вспомните что-нибудь жизнеутверждающее?
- Был один случай. После Афганистана я служил в Закавказском военном округе. Как-то раз мы ехали на уазике по одной из горных дорог. Я задремал и вдруг сквозь сон чувствую, что машина идёт не по полотну асфальта, а по обочине. А в Афганистане ни в коем случае нельзя было выезжать на обочину из-за большого количества заминированных участков. Забыв о том, что я уже не на войне, я набросился на водителя, схватил руль и начал выруливать на полотно дороги, параллельно ругая его на чём свет стоит. Потом, конечно, опомнился, вернулся к реальности, так сказать... Но представьте теперь, как же сильно был удивлён произошедшему водитель уаза.

- Афганские события сильно сплотили вас с вашими сослуживцами?
- События в Афганистане действительно сплотили солдат и офицеров. Люди, прошедшие войну, реально дорожат совместной службой, помнят и уважают ратный труд друг друга. Вот и 15 февраля к нам в Центральный совет ДОСААФ приехало более 40 ветеранов, чтобы вспомнить то суровое время, поднять рюмку за тех, кто пал смертью храбрых. Могу сказать больше: «афганцы» - это особая группа людей, пронизанных духом патриотизма и созидания.

- Что бы вы хотели пожелать ветеранам Афганистана?
- Ветераны - истинные носители духа патриотизма. К сожалению, сейчас ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше. Обязанность по воспитанию молодёжи ложится на плечи ветеранов Афганистана и других локальных конфликтов. Поэтому задача ветеранов афганской, чеченских и других войн - передавать свой опыт и знания молодому поколению, которому в будущем предстоит решать задачи по защите границ и интересов нашей страны. Ветеранам нужно чаще выступать перед молодыми людьми, объединять усилия, беречь и уважать друг друга.

Автор: Виктор ХУДОЛЕЕВ, «Красная звезда», при содействии пресс-службы ДОСААФ России. 28.03.2013г.

http://www.redstar.ru/index.php/news-menu/vesti/iz-dosaaf/item/15216-afganistan-nas-splotil

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3248 просмотров