Putin

 

 

 

Состоялся 45-ый конгресс Европейской Ассоциации экзаменаторов

В г.Пфеффикон (Швейцария) прошел 45-ый конгресс Европейской Ассоциации экзаменаторов (CIECA), который посетила российская делегация от Национального Союза автошкол России.
Этот конгресс прошел под девизом «Строим мосты между обучением водителей и их тестированием (экзаменом)», и темы выступлений были крайне интересны и актуальны для нас — образовательных организаций, занимающихся подготовкой водителей.

Несмотря на то, что организация (CIEKA) изначально являлась европейской, на сегодняшний день ее членами стали представители экзаменационных структур и научно-исследовательских организаций в области дорожной безопасности практически со всех континентов мира.

Российской делегации удалось не только получить интересную и полезную информацию в области обучения водителей и их оценки на экзаменах, но и установить контакты с коллегами из зарубежных стран, пригласить их в Россию и договориться о совместных проектах и исследованиях.

Основные выводы, сделанные нами из выступлений членов CIEKA, следующие:
- перечень водительских компетенций, проверяемых на экзаменах у кандидатов в водители во всем мире, и соответственно, осваиваемых ими во время обучения в автошколах, гораздо шире и более высокого качества, нежели у нас. При обучении осовоение этих компетенций идет по возрастающей — от простого механического навыка к более сложным аналитическим задачам дорожной безопасности. Наши же программы обучения и методики тестирования останавливаются на первом базовом уровне квалификации водителя.
- В большинстве стран мира введена поэтапная (градуированная) система выдачи водительских лицензий, опыт использования которой дал несомненные положительные результаты;
- Особое внимание при обучении и тестировании уделяется умению предвидеть (прогнозировать) опасные дорожные ситуации, и правильно реагировать на них. Для этого во многих странах в автошколах и на экзаменах используются специально разработанные видеотесты (видеоуроки), моделирующие возникновение опасностей на дороге и отрабатываются правильные ответные действия водителя.
- Выступающими из разных стран (например из США) было особо отмечено, что необходим единый подход к обучению и тестированию водителей, единые стандарты для этих процессов. Во многих странах часть обучения инструкторов и экзаменаторов проводится вместе. Эта подготовка гораздо серьезнее и продолжительнее, чем в России, и предполагает сложные выпускные экзамены (а в некоторых странах и вступительные).
- Основная концепция проведения экзамена у кандидатов в водители базируется на высокой квалификации и компетентности экзаменатора, его объективной и беспристрастной оценке, основанной на необходимых требованиях к водителю (GDE-матрица), без использования каких-либо количественных показателей. Автоматизация процесса экзамена относится только к заполнению экзаменационного листа, как например, в Швеции — разработана программа для планшета, которую использует экзаменатор при проведении экзамена, отмечая выполненные экзаменуемым упражнения. Результаты экзамена, таким образом, поступают сразу на сервер Экзаменационной структуры.
- Значительная часть выступлений была посвящена подготовке молодых водителей, в возрасте от 18 до 24 лет (и моложе), которые во всем мире составляют так называемую, категорию повышенного риска, в силу недостаточного опыта и завышенной самооценки. Для решения этой проблемы, в частности, предлагались методы прививания навыков адекватной самооценки будущими водителями, и обязательные занятия с родителями молодых учащихся, которые должны оказывать влияние на формирование правильной модели поведения на дороге.
- Общая тенденция во всем мире — это отсутствие жестких требований на государственном уровне к процессу обучения водителей, устанавливается лишь самый необходимый минимум к программам обучения и учебно-материальной базе, но при этом очень жесткие требования при оценке будущих водителей на экзаменах. Деятельность же автошкол регулируется системой рыночных отношений, конкуренцией качеством, где основной надзорный орган - ассоциации автошкол.

Пресс-служба РО ДОСАФ России РД
По материалам Союза автошкол России

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2270 просмотров