e2830647 1c95 44a3 9711 5fb70a72925f

Беседа в Кизилюртовской АШ

29 июля 2025 года в соответствии с планом 31 недели еженедельных военно-патриотических мероприятий, с курсантами 3-го учебного взвода ВУС-837 провели беседу на тему: «Исторический опыт военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе в зарубежных странах со времен Древней Греции до начала 20 века»

В начале беседы зам. начальника по УПЧ Г. Абакаров отметил:

Актуальность проблемы воспитания   готовности молодежи к защите Отечества в современных условиях обосновывается следующей аргументацией.

Во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, их роли и места в системе воспитания, в обеспечении обороно­способности страны в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации.

Во-вторых, обострением противоречия между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социально-консолидирующим, мобилизационно-деятельностным) в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализа­цией в условиях современной общественной жизни. Данное противоречие прояв­ляется в неудовлетворенности как подрастающего поколения, так и самих субъектов воспитания теми условиями, в которых оно осуществляется, слабой организацией и эффективностью этого процесса.

В-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма и готовности к защите Отечества у современной молодежи с учетом ее особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений; создания условий, оптимизирующих процесс патриотического воспитания как на макро-, так и на микроуровне; создания основ новой системы патриотического воспитания, механизма ее функционирования на современной концептуальной основе путем разработки и реализации соответствующим реалиям сегодняшнего дня принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодежи.

В-четвертых, необходимостью обновления содержания патриотического воспитания, дифференциации его практики на основе более полного учета особенностей российской молодежи, обогащения существующих и создания новых методов, форм, средств формирования готовности к защите Отечества.

В-пятых, как свидетельствуют результаты проведения призывных кампаний и данные социологических исследований, с конца 1980-хгодов в России неуклонно возрастало число молодых людей, не желающих проходить военную службу, ухудшался качественный состав призывного контингента.

В-шестых, преобразования в российском обществе, реформирование Воо­руженных Сил не могли не изменить сознания людей, их отношения к армии и флоту. В начале XXI столетия начало меняться отношение государства к Вооруженным Силам, их восприятие в средствах массовой информации, что отразилось на росте патриотического самосознания молодежи. Создались более благоприятные условия для проведения реформ в военной сфере и усиления внимания к проблемам воспитания у молодежи готовности к защите Отечества.

В-седьмых, развитие научно-технической мысли и новые технологические возможности способствовали появлению на рубеже XXI века нового вида войн, которые называют «бесконтактными» или информационно-технологическими. Изменения в военном деле предъявляют новые, более высокие требования к интеллектуальным, профессиональным и психологическим качествам воинов. Важ­нейшую роль в их формировании должна сыграть целенаправленная система вос­питания, включающая воспитание готовности молодежи к защите Отечества.

В-восьмых, в последние годы, после перестройки прежней системы подготовки молодежи к военной службе осуществляется заметный поворот к ее развитию на новой основе. Об этом свидетельствует выход целого ряда основопола­гающих государственных документов, таких как Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Военная доктрина Российской Федерации, Национальная доктрина образования, и, особенно, Государственная программа «Патрио­тическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В этом документе впервые подчеркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей ее содержанию системы патриотического воспитания россиян. Завершается работа над проектом концепции «Военно-патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации».

Мировая история военно-патриотического образования уходит своими корнями в глубь веков. Еще в Древнем мире предпринимались усилия для накопления и передачи опыта и традиций вооруженной защиты своих интересов подрастающему поколению.

Важно отметить, что эти требования вполне органично вписывались в систему основных принципов и норм ранней европейской демократии, активно развивающегося правового государства, которые взросли и реализовались в своих классических формах в Древней Греции и в Древнем Риме. Идея служения отечеству, готовности с оружием в руках выступить на защиту независимости и территориальной целостности народа, государства позиционировалось не только в качестве высших и непререкаемых ценностей, но и как важнейшее условие существования и развития граждан, их постоянного образа жизни.

По существу уже в то далекое время принцип обеспечения национальной безопасности посредством формирования с раннего детского возраста готовности к вооруженной защите своего отечества был в полной мере реализован на практике. Яркая драматичная и насыщенная многочисленными событиями, фактами и примерами военная история Древнего Египта, Персии, Греции, Македонии, Рима и некоторых других народов и государств – убедительнейшее тому подтверждение.

Молодой грек к 18 годам был хорошо подготовлен в общеобразовательной, гимнастической и музыкальной школах. Он умел читать, писать, знал наизусть поэмы Гомера и Гесиода, хорошо плавал, владел основными приемами борьбы, бокса, панкратиона (синтез борьбы и бокса, прикладной вид подготовки греческих воинов), имел достаточно развитое мышление благодаря обязательному изучению философии.

Для зачисления в эфебию юноше надо было пройти сложную процедуру, подробно описываемую у Аристотеля в работе «Афинская полития»[1]. И только тогда для него начинался первый год из двухгодичного цикла подготовки эфебов к военной и гражданской службе.

Цикл подготовки включал разнообразные интенсивные гимнастические тренировки и военные упражнения с боевым оружием. Кроме того, юноши большое внимание уделяли (что было обязательной частью их подготовки) театральным репетициям, углубленно изучали философию.

В Древнем Риме военную службу обязан был нести каждый гражданин. Для несения военной службы в полевой армии отбирались люди в возрасте от 17 до 45 лет. От военной службы освобождались только те лица, которые участвовали в 20 военных походах прислужбе в пехоте или в 10 военных походах при службе в коннице. Римская армия была сильна своей выучкой. Ее система воспитания и подготовки воинов создала, по словам Энгельса, победителей древнего мира.

Российская молодежь в этих условиях должна ориентироваться на все лучшее, что накоплено в военно-патриотическом воспитании и подготовке к военной службе в других государствах с учетом ее новых возможностей, особенностей, интересов, а также конкретных задач, связанных с обеспечением национальной и военной безопасности Российской Федерации в 21 веке.