Putin

 

 

 

Автошкола закрыта — все ушли за справками

Уже несколько месяцев отечественные автошколы лихорадит. С одной стороны, из-за бюрократических проволочек новые учебные заведения в России сегодня не открываются в принципе. С другой — действующие автошколы находятся в подвешенном состоянии, ожидая начала действия новых законов, которые, по слухам, могут привести к закрытию большинства из этих учреждений и многократно поднять стоимость обучения для водителей. Корреспондент «МК» побеседовал с Татьяной ШУТЫЛЕВОЙ, президентом Межрегиональной ассоциации автошкол, и выяснил, останутся ли вообще в России учебные заведения, где можно обучиться правилам вождения?

— Давайте разберемся, почему вообще заговорили о реформе автошкол?
— 5 ноября 2013 года вступила в силу новая редакция закона «О безопасности дорожного движения». К этому же числу должен был выйти и целый ряд нормативных актов — новые примерные программы профессионального обучения водителей и правила приема экзаменов в ГИБДД, — и закон бы сразу же заработал. Однако этого не произошло — проекты «нормативки» уже 5 месяцев ходят по бюрократическому кругу. С декабря по февраль они находились на экспертизе в Минюсте; ведомство затянуло срок их рассмотрения — он превысил максимально допустимые 45 дней. В итоге чиновники заявили, что в огромном пакете документов (свыше 1000 страниц!) не хватает справки из Минэкономразвития. Почему они заметили это почти два месяца спустя — большая загадка. Сейчас проект примерных программ для обучения водителей проходит стадию общественного обсуждения в Минэкономразвития, оно заканчивается 19 апреля. Мы надеемся, что после этой даты ведомство выдаст по ним положительное заключение и уже к лету вся «нормативка» вступит в силу. В противном случае к решению проблемы придется подключаться Правительству РФ — ведь ситуация, когда закон о безопасности дорожного движения не работает из-за бюрократических формальностей, не может длиться бесконечно.— Какие последствия этого законодательного вакуума ощущаются уже сейчас?

— Лицензирование автошкол России по всем регионам практически остановлено — у учебных заведений попросту не принимаются бумаги. В документах не хватает двух вещей: заключения ГИБДД о соответствии материальной базы автошколы (площадка, учебные классы, машины и т.д.) установленным требованиям, а также учебных программ, согласованных с органами автоинспекции. Это в свою очередь связано с отсутствием новых программ обучения, в которых эти требования заложены, — у ГИБДД сегодня попросту нет оснований для взаимодействия с автошколами. По этой же причине к действующим автошколам применяются административные санкции. В сложившейся ситуации граждане не могут реализовать свои права на получение новых категорий и подкатегорий транспортных средств.

— А как тогда ГИБДД работало с этими учебными заведениями до нынешнего кризиса?
— До 2010 года представители ГИБДД проверяли учебно-материальную базу образовательных учреждений и выдавали соответствующие акты и заключения. Однако затем было выпущено новое положение о лицензировании этих учреждений, которое перевело процедуру лицензирования исключительно в бумажную форму. Автошколам для получения лицензии необходимо было предоставить в лицензирующий орган портфель правильно оформленных документов; при этом достоверность бумаг по факту никто не проверял. Это привело к возникновению катастрофической ситуации в сфере подготовки водителей: за счет появления «портфельных автошкол» количество учебных заведений стало угрожающе увеличиваться, а качество обучения резко снижаться. Поскольку зачастую, кроме вывески, у такой автошколы больше ничего нет. Известны случаи, когда на одну учебную площадку «фиктивно» зарегистрировано по нескольку десятков автошкол, руководство этих сомнительных учреждений самовольно уменьшает количество часов обучения. Поэтому расценки на обучение водителей в Москве варьировались и, к сожалению, до сих пор варьируются очень сильно: при «стандарте» в 25–30 тысяч рублей за теорию и практику некоторые автошколы предлагают пройти всю учебу за 6 тысяч рублей. Но такая цена достигается за счет невыполнения программ обучения и низкого качества подготовки автолюбителей.

— Какие нововведения для автошкол содержатся в проектах нормативных актов, проходящих сейчас общественное обсуждение?
— Требования к автошколам содержатся в проекте новых примерных программ профессионального обучения водителей. Главные из них: это наличие закрытой площадки или автодрома для первоначального обучения вождению, наличие учебных транспортных средств, оборудованных классов и преподавательского состава. Согласитесь, без этих вещей процесс подготовки водителей представить трудно. Автошколам, которые начнут обучение на новые категории и подкатегории, понадобится оснащение соответствующими транспортными средствами. Есть одна тонкость: новая «нормативка» предусматривает, что автошкола не может работать без актов от ГИБДД о соответствии материальной базы и учебных программ установленным требованиям. Причем «заочно» получить, как раньше, эти бумаги учебное заведение не сможет — необходимо будет обратиться в Госавтоинспекцию, чтобы те пришли и проверили все «на месте». Те учреждения, которые открылись в нарушение лицензионных требований, не только не собираются закрываться, но и развернули целую кампанию по борьбе с новыми законами.

— В чем выражается их противодействие?
— В ход идут запугивание и дезинформация всех участников процесса подготовки водителей — заинтересованными лицами упорно вбрасывается информация о том, что якобы обучение в автошколах после принятия нормативных актов будет стоить под 100 тысяч рублей, что всем учебным заведениям придется строить дорогостоящие автоматизированные автодромы, а большинство из них и вовсе закроется. Однако добросовестно работающим организациям опасаться нечего. Тем более документами предусмотрен выбор: иметь обычную площадку, автодром или автоматизированный автодром. А вот «портфельные» автошколы и сетевые курсы, ранее практикующие самоподготовку, будут вынуждены либо выполнить обязательные требования и представить все необходимое при проверке ГИБДД, либо уйти с рынка. Таким образом, новые законы станут своеобразным «ситом» для автошкол, которое должно навести порядок в сфере подготовки водителей в стране.

— В этом году на права обязаны сдавать водители не только автомашин и мотоциклов, но и скутеров. Кто-то уже их получил?
— Представьте себе, нет! И не получат. Новые права с 16 категориями и подкатегориями должны выдаваться ГИБДД уже с 1 апреля, но на сегодняшний день 7 из них никто получить не может: проблема все та же — нет принятых нормативных актов с программами обучения на новые категории. Взять, к примеру, категорию «М», дающую право управления мопедами и скутерами: сегодня те, у кого какие-либо водительские права уже есть, получают ее автоматически. Однако «М» изначально предназначена для 16-летних подростков, у которых физически не может быть никаких других категорий (все остальные можно получить только с 18 лет). ГИБДД официально заявила в преддверии открытия весеннего мотосезона, что штрафовать подростков за управление мопедами и скутерами без водительских удостоверений не будут — ведь получить их сейчас молодежь просто не может. Поэтому вскоре на дорогах можно ожидать очередного всплеска аварий с участием юных водителей скутеров и мопедов — а категория «М» вводилась как раз для уменьшения числа ДТП. Та же самая история и с другими подкатегориями — «А1» (легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров), «С1» (небольшие грузовики), «D1» (микроавтобусы): чтобы управлять входящими в них транспортными средствами, нужно получить «большую» категорию «A», «C» или «D», что лишает саму концепцию подкатегорий всякого смысла. При этом на 16 категорий и подкатегорий уже разработаны проекты 28 учебных программ: 16 основных — по подготовке водителей, 10 — по переподготовке с категории на категорию и еще две — по переподготовке с «автомата» на «механику». Кстати, получение прав на «автомат» сегодня тоже невозможно — из-за отсутствия тех же самых принятых нормативных актов.

— Как на практике будет выглядеть схема получения водительских удостоверений, если новые законы будут приняты?
— Во-первых, обучение на подкатегории будет длиться меньшее количество часов. Во-вторых, в новых учебных программах впервые вводится такое понятие, как «модульность»: к примеру, в 16 лет водитель получил права категории «М». Когда в 18 лет он решит получить категорию «B», то ему не нужно будет, как сейчас, проходить все обучение заново. Основной блок предметов — «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Первая помощь» и «Основы управления транспортным средством», — на который по учебным планам отведено 88 часов, по новым правилам будет изучаться один раз, при получении водителем своего первого удостоверения. Когда человек решит обучиться на новую категорию, то «базу» ему просто перезачтут на основании свидетельства об окончании автошколы, действие которого бессрочно. Такой перезачет позволит значительно (практически вдвое) сократить сроки и, соответственно, цены на обучение для тех, кто имеет любую открытую категорию или подкатегорию. По желанию обучающегося базовый цикл можно (а иногда и нужно) будет повторить.

— А что водителю все же придется сдавать при получении новой категории?
— Предположим, водитель решил получить после категории «М» (мопеды и скутеры) категорию «B» — в этом случае ему придется изучить устройство легкового автомобиля, а также научиться им управлять. Поскольку кроме базового программы включают специальный и профессиональный циклы.

— Стоит ли ожидать роста цен на обучение в автошколах после принятия новых правил?
— Цена должна соответствовать качеству обучения. Конечно, многие «дешевые» автошколы уйдут с рынка, но лишь потому, что их материальная база и процесс обучения оставляют желать лучшего. Нормальные же автошколы, прошедшие через сито новых правил, смогут предложить клиентам адекватные цены и оптимизировать свои доходы и расходы за счет открытия обучения на новые категории, подкатегории, реализации программ повышения квалификации, увеличения количества клиентов и т. д. Конечно, в новых программах заложено небольшое увеличение количества учебных часов, но бояться резкого скачка цен не стоит, поскольку предусмотренная система переподготовки и перезачета учебных циклов позволит водителям сэкономить деньги на своем обучении.
Алексей Стейнерт
________________________________________

http://www.mk.ru/social/article/2014/04/16/1015535-avtoshkola-zakryita-vse-ushli-za-spravkami.html

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2290 просмотров