Putin

 

 

 

Правовые аспекты деятельности госавтоинспекции: разъяснение сложных вопросов для участников дорожного движения

article582.jpg

 30 июля состоялось интервью с Владимиром Викторовичем Кузиным, генерал-майором полиции, заместителем начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ходе беседы Владимир Викторович рассказал об основных причинах дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах и наиболее часто фиксируемых правонарушениях, осветил часть запланированных до конца года изменений действующего законодательства, подробно остановился на основных задачах, стоящих перед Госавтоинспекцией МВД России, а также ответил на наиболее интересные из поступивших вопросов. Благодарим всех посетителей сайта, приславших свои вопросы.

Консультант Плюс: Владимир Викторович, как Вы оцениваете обстановку на российских дорогах? На Ваш взгляд, меняется ли ситуация к лучшему? На сегодняшний день, какова основная причина большинства ДТП: плохое качество дорожного полотна, неисправная техника, или все-таки человеческий фактор?

Владимир Викторович Кузин: Если говорить о ситуации в целом, то согласно статистическим данным, которые мы ежедневно публикуем на сайте Госавтоинспекции, по итогам 2013 года наблюдался незначительный рост числа дорожно-транспортных происшествий – на 0,2%. Число погибших, напротив, снизилось – на 3,5%. Также по сравнению с 2012 годом снизилось и количество пострадавших и раненых в результате ДТП – на 0,1 %. В общей сложности в 2013 году на дорогах погибло 26 977 человек.

За первое полугодие 2014 года на фоне общего снижения количества ДТП на 0,7% и количества пострадавших на 1,7%, показатель числа погибших по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, к сожалению, вырос на 2,8 %. В июне ситуация начала стабилизироваться. Мы наблюдаем серьезное снижение порядка 15 % по всем трем показателям. Очень надеюсь, что эта благоприятная тенденция сохранится до конца года.

Что касается причин возникновения ДТП, то в подавляющем большинстве случаев они происходят по вине водителя. Остальные, так называемые, сопутствующие факторы, как неудовлетворительные дорожные условия (НДУ) или неисправность технических средств, по нашим данным, которые заносятся в карточки учета ДТП, составляют не более 30 %. При этом под НДУ подразумеваются не только ямы, но и нечетко прорисованная разметка, неправильно установленный знак, или необработанное дорожное полотно, ‒ например, снежная наледь. То есть такие дорожные условия, которые не дают водителю правильно среагировать на ситуацию. Таким происшествиям мы уделяем самое пристальное внимание, и по возможности стараемся вовремя устранить причину их возникновения.

Возвращаясь к человеческому фактору, я бы хотел отметить, что чаще всего аварии на дорогах происходят из-за несоблюдения водителями скоростного режима. Ведь согласно существующим нормам водитель должен определить скорость своего движения не только исходя из дорожных, но, например, и климатических погодных условий. И, как правило, одна треть всех происшествий происходят именно по причине неверно выбранного скоростного режима. Согласно статистике – 27,5% всех ДТП за 2013 год. Далее по количеству происшествий следует нарушение водителями правил движения на перекрестке (около 20%), выезд на полосу встречного движения (около 10 %), нарушение правил обгона и, наконец, несоблюдение сигналов светофора.

Консультант Плюс: Какие изменения планируется внести в действующую нормативно-правовую базу в сфере дорожного движения в ближайшее время? Например, будет ли, наконец, введена уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде, ставшее причиной смертельных аварий? Какие еще законодательные и общественные инициативы, на Ваш взгляд, заслуживают того, чтобы их поддержать?

Владимир Викторович: Проблема управления транспортным средством в нетрезвом виде, к сожалению, по-прежнему остается актуальной. Удельный вес таких ДТП за прошлый год составил 7,5%. Трагедия, которая произошла в 2012 году в Москве на Минской улице по вине пьяного водителя, стала переломным моментом, и заставила законодательную власть серьезно задуматься о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Вы помните, что в сентябре прошлого года вступили в силу поправки в КОАП, которые существенно усилили ответственность за подобные правонарушения. Тогда же был подготовлен и законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для нетрезвых водителей. Этот документ был принят Государственной Думой в первом чтении, но его доработка, к сожалению, заняла достаточно длительный период времени. В законопроект было внесено большое количество поправок и сейчас его готовят ко второму чтению. В каком виде он поступит на рассмотрение в Думу в осеннюю сессию пока трудно сказать, но уже сейчас известно, что в документе предусмотрена уголовная ответственность не только за причинение вреда жизни и здоровью людей, но и за регулярное совершение двух и более административных правонарушений, связанных с управлением в состоянии опьянения, а также с отказом от медицинского освидетельствования. Надеюсь, что после вступления в силу этот закон окажет серьезное профилактическое воздействие на водителей. Хотя, честно говоря, на сегодняшний день можно отметить, что упомянутые мной изменения в КОАП уже сыграли свою положительную роль. И если лишение прав ранее не останавливало водителей садиться за руль нетрезвыми, то наличие серьезного денежного штрафа с учетом невысокого уровня зарплат по стране для многих стало сдерживающим фактором.

Если продолжить говорить о запланированных изменениях в законодательстве, то, конечно, мы надеемся, что с 2015 года в силу вступит Федеральный закон о регистрации транспортных средств. Законопроект уже принят в первом чтении и сейчас готовится ко второму. Этот закон, во-первых, урегулирует на законодательном уровне саму процедуру регистрации отдельных категорий транспортных средств, а также, например, исключит возможность такой коррупционной составляющей, как «покупка» конкретного государственного номера. Предусмотренное законом, так называемое, аукционное распределение номеров, позволит всем желающим официально, внеся дополнительную плату в бюджет, выбрать любой доступный номер себе по вкусу.

Консультант Плюс: Количество автовладельцев в нашей стране неуклонно растет. Соответственно растет и количество конфликтных ситуаций между участниками дорожного движения. Расскажите, пожалуйста, о новых комплексах фотовидеофиксации, с помощью которых Госавтоинспекция будет осуществлять контроль за соблюдением ПДД и, в том числе, бороться с такими нарушениями, как непропущенный пешеход.

Владимир Викторович: Система фотовидеофиксации активно начала развиваться в нашей стране с момента внесения изменений в КОАП, когда в соответствии с законом к ответственности стало возможным привлекать не конкретного нарушителя, а непосредственно собственника транспортного средства. На сегодняшний день в эксплуатацию введено почти 7 тысяч комплексов фотовидеофиксации, и с их помощью Госавтоинспекция регистрирует порядка 50% всех правонарушений. Конечно, основная доля нарушений, выявляемая фото- и видеофиксацией ‒ это превышение скоростного режима. Для этих целей мы в основном используем комплексы, которые измеряют мгновенную скорость транспорта в заданной точке. Другой вид комплексов, который, например, используется в Республике Татарстан, ‒ измеряет среднюю скорость движения. Активно применяются комплексы, в автоматическом режиме регистрирующие нарушения остановки/стоянки транспортных средств в неположенном месте. Кроме того разработаны приборы, которые могут фиксировать и иные правонарушения ‒ проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда железнодорожных переездов, пресечение линии «стоп». Сейчас активно ведутся разработки комплекса, который позволил бы фиксировать нарушение, связанное с не предоставлением преимущества движения пешеходу на нерегулируемом переходе. Конечно, будет непросто обеспечить объективность регистрации такого нарушения, но, тем не менее, технологии не стоят на месте, и перед разработчиками поставлена задача, подготовить подобное устройство к эксплуатации.

Консультант Плюс: Владимир Викторович, одна из самых злободневных и острых проблем в столичном мегаполисе и других крупных городах – это пробки. Расскажите, пожалуйста, занимается ли Госавтоинспекция изучением транспортных потоков, и может ли как-то влиять на дорожную обстановку?

Владимир Викторович: Дело в том, что непосредственно процесс организации дорожного движения находится в ведении владельцев автомобильных дорог, в данном случае это или федеральные, или муниципальные органы власти. Госавтоинспекция осуществляет исключительно надзорные функции. Тем не менее, мы всегда стараемся своевременно реагировать на образование заторов на дороге, и с помощью наших сотрудников по возможности разрешать проблемные ситуации. Помимо этого мы оказываем консультационную поддержку органам власти по вопросам организации дорожного движения.

Консультант Плюс: Подскажите, пожалуйста, могу ли я получить водительские права после обучения в автошколе в России, если я являюсь гражданином Украины и имею только временную регистрацию? - Борис (Владимирская область)

Владимир Викторович: Да, как и любой другой гражданин, после прохождения обучения, Вы можете получить водительское удостоверение Российской Федерации.

Консультант Плюс: Как изменяются правила сдачи экзаменов на права в связи с тем, что приняты новые программы обучения водителей? - Надежда Владимировна (Москва)

Владимир Викторович: Пока говорить о конкретных изменениях все-таки несколько преждевременно. На сегодняшний день новые правила сдачи квалификационных экзаменов подготовлены, но пока находятся на утверждении в Правительстве РФ, хотя и прошли уже этапы согласования и с Министерством образования, и с Министерством юстиции. Планируется, что ГИБДД будет осуществлять прием экзаменов на все категории и подкатегории транспортных средств, определенные законом, в том числе, например, на категорию М ‒ мопеды. При этом сдача экзаменов на получение прав будет возможна только на тех типах транспортных средств, на которых гражданин прошел обучение. Экзамен, по-прежнему, будет состоять из трех частей: теоретическая часть, экзамен в условиях закрытой площадки и экзамен в реальных условиях движения. Теоретическая часть будет приниматься только специальными автоматическими комплексами, набор экзаменационных задач в которых будет формироваться в произвольном порядке непосредственно в процессе сдачи экзамена. То есть заранее заучить последовательность ответов не получится. Мы планируем, что до конца года новые правила будут утверждены, учебные учреждения пройдут лицензирование и начнут готовить граждан к сдаче экзаменов.

Консультант Плюс: Интересует проблема эвакуации и утилизации старых брошенных автомобилей. Машина стоит у нашего подъезда на одном месте несколько лет, госномера нет. Тем не менее владелец известен, это один из жителей нашего дома. Как можно разрешить конфликт и освободить парковочное место? - Василий Михайлович (Московская область)

Владимир Викторович: Существующие на сегодняшний день программы утилизации брошенных автомобилей находятся в ведении местных властей. Они проводят проверку принадлежности транспортного средства конкретному владельцу, в зависимости от ситуации предъявляют ему претензии и после этого принимают решение о принудительном перемещении или утилизации такого автомобиля.

Консультант Плюс: Если водителя останавливает автопатруль ДПС в лесном массиве в вечернее время суток, можно ли не останавливаться? И какие правовые последствия для водителя наступят? Существует ли какой-либо регламент на этот счет или правила поведения водителя? Можно ли в ответ попросить у сотрудника ДПС, помимо служебного удостоверения, путевой лист патрулирования (или как называется та бумага, согласно которой патруль несет службу в конкретном месте)? Зачастую "сомнительные патрули" в лесах Подмосковья, и не только Подмосковья, на дорогах с мизерным трафиком движения вызывают, как минимум, сомнения в их стремлении обеспечить безопасность дорожного движения... А заканчивается это, как правило, предложением "давайте решим все на месте"... Иногда кажется просто опасным останавливаться в малолюдном месте... - Лариса Николаевна (Москва)

Владимир Викторович: Если говорить в целом, то сотрудник Госавтоинспекции в установленных случаях вправе остановить любое транспортное средство. При этом, согласно ПДД, водитель обязан выполнить требование об остановке и передать сотруднику ГИБДД свои документы. Более того, несоблюдение водителем этих требований влечет за собой весьма серьезные последствия, вплоть до применения сотрудником полиции оружия.

Естественно, что со своей стороны сотрудник Госавтоинспекции должен строго следовать закону: представиться, озвучить причину остановки, и только после этого попросить ваши документы. Что касается, мест патрулирования, то наши сотрудники осуществляют его строго на предписанном им участке. И в случае, если у водителя возникают какие-либо сомнения, он всегда может позвонить или по указанному на бортах служебной машины номеру телефона, или набрать экстренный номер полиции ‒ 102. Никаких других документов, кроме служебного удостоверения, согласно закону сотрудник Госавтоинспекции предъявлять не обязан.

Консультант Плюс: Скажите, пожалуйста, как правильно трактовать требование Правил дорожного движения РФ касательно остановки и стоянки на так называемых "островках безопасности" (направляющих островках), которые часто встречаются на перекрестках. Насколько можно судить исходя из текста правил, остановка и стоянка в этих местах напрямую не запрещена. Спасибо. - Ветров Александр Константинович (Химки, Московская область)

Владимир Викторович: «Островки безопасности», даже исходя из их названия, не предназначены для парковки автомобилей. Более того, как известно, стоянка автомобиля на линиях разметки запрещена. Согласно пунктам 12.1 и 12.2 ПДД ставить транспортное средство разрешается на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части параллельно ее краю в один ряд, и островки безопасности никоим образом не подходят под это описание.

Консультант Плюс: Что изменилось за 25 лет существования данной службы? Меняется только система штрафов, которые увеличиваются, происходит лоббирование чьих-то интересов. А ведь ГИБДД - это универсальная служба, но пока она не будет заниматься только целенаправленной работой на улучшение безопасности дорожного движения, ничего не изменится в лучшую сторону. - Олег Романов (Ногинск)

Владимир Викторович: Я бы хотел немного поправить автора. Наша служба отметила уже 78 лет со дня своего образования. Конечно, с 3 июля 1936 года Госавтоинспекция претерпела существенные изменения, особенно в части объема выполняемых ею задач. Сфера нашей деятельности очень обширна и регламентирована Указом Президента РФ №711 от 15.06.1998 г. И это не только надзор за движением в лице инспекторов ДПС. Мы осуществляем и надзорную деятельность за техническим состоянием транспортных средств, регистрационную и экзаменационную деятельность, контроль за состоянием автомобильных дорог, работу с автотранспортными предприятиями и пропагандистскую деятельность. Но весь спектр наших обязанностей, в конечном счете, служит одной цели – сделать дороги более безопасными.

Консультант Плюс: Владимир Викторович, благодарим Вас за то, что нашли время ответить на наши вопросы!

Интервью подготовлено
корреспондентом компании "Консультант Плюс"
А. Епифановой

http://www.consultant.ru/law/interview/kuzin1/

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2392 просмотра