Putin

 

 

 

Татьяна Шутылева – Президент МААШ о новых правилах подготовки водителей ТС.

article630.jpg

С 12 августа текущего года в России действуют новые правила подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408. Для продолжения работы действующим автошколам необходимо получить заключение Госавтоинспекции о соответствии их учебно-материальной базы нормативным требованиям, предусмотренным данным документом, и согласовать с ведомством свои образовательные программы. Данная процедура вызвала большое количество вопросов как у сотрудников автошкол, так и у граждан, планирующих стать водителями. Поэтому в августе и сентябре практическая ее реализация активно обсуждалась на межведомственных совещаниях, съездах и собраниях объединений профессионального сообщества. В региональные подразделения Госавтоинспекции были направлены рекомендации по порядку организации согласования рабочих программ автошкол и выдачи заключений о соответствии их учебно-материальной базы установленным требованиям.

По данным Госавтоинспекции, по состоянию на 16 октября из обратившихся в территориальные подразделения ведомства 3171 автошколы (около 30% от общего количества учебных организаций, осуществляющих подготовку водителей) проверено 1761 организаций, 1256 из которых получили положительные решения о согласовании рабочих программ. На соответствие учебно-материальной базы проверено 723 организации, 409 получили положительные заключения.

О том, насколько готовы к выполнению новых требований действующие автошколы, каковы практические плюсы нововведений и как может измениться стоимость обучения, нашему порталу рассказала президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Татьяна Вячеславовна, новые правила подготовки водителей действуют более двух месяцев. Они рассчитаны на обучение по 10 основным категориям и шести подкатегориям ТС. По всем ли этим категориям и подкатегориям уже ведется обучение или с новыми (например, категорией "М" – мопеды и легкие квадрициклы) есть какие-либо сложности?

Те организации, которые согласовали с органами Госавтоинспекции свои образовательные программы и получили заключение на соответствие учебно-материальной базы установленным требованиям, готовят уже действительно по новым категориям и подкатегориям. По данным ГИБДД, многие школы начали обучение по категории "М". Раньше управление мотоциклом (ТС категории "А") было возможно с 16 лет, а сейчас – с 18. Однако подкатегории "М" и "А1" (легкие мотоциклы) позволяют получить водительское удостоверение уже с 16 лет, поэтому они востребованы среди подростков.

Изменились требования к автодромам: их площадь теперь должна составлять не менее 0,24 га. Кроме того, на автодромах должны быть оборудованы перекресток и пешеходный переход, установлены дорожные знаки. Смогут ли автошколы соответствовать этим требованиям (в СМИ появлялось множество сообщений о том, что многие московские, например, автошколы будут закрыты, поскольку не располагают такими площадями)?

На самом деле, в программах говорится о трех разных понятиях, которые нужно разделять: закрытая площадка, автодром и автоматизированный автодром. Для закрытой площадки требования минимальные – это асфальтовое либо цементо-бетонное покрытие, при этом не все пространство площадью 0,24 га может быть заасфальтировано или забетонировано, а только та территория, которая используется для выполнения учебных либо контрольных заданий. Никакой установки специальных знаков и светофоров на закрытой площадке не требуется. Допускается имитация перекрестка и пешеходного перехода с помощью разметочных стоек, вех стержневых, оградительных съемных столбиков, оградительной ленты, временной разметки. Если автошкола хочет, чтобы ее учебная площадка получила категорию "автодром", она должна соблюдать уже другие требования – здесь действительно необходимы пешеходный переход, перекресток, дорожная разметка по ГОСТу. Третий уровень данной классификации – автоматизированный автодром, предусматривающий автоматизированную систему обучения и сдачи экзаменов. Наличие у автошколы площадки любого из указанных видов позволяет ей обучать кандидатов в водители [поскольку, согласно п. 21.1 ПДД, первоначальное обучение вождению ТС должно проводиться на закрытых площадках или автодромах. – Ред.]. Поэтому информация, которая появлялась в ряде СМИ, о том, что все автошколы должны поставить светофоры и нарисовать разметку, не соответствует действительному положению вещей. Автошколам, у которых есть площадки, соблюдение новых требований не составит большого труда.

Для проверки учебно-материальной базы автошкол Госавтоинспекцией разработан бланк акта обследования. Он размещен в свободном доступе на сайте ГАИ, чтобы школы могли посмотреть, по каким критериям их будут проверять. При обследовании площадки и делается вывод, чему она соответствует: закрытой площадке, автодрому или автоматизированному автодрому. В Москве, к слову, уже есть автодромы, где автошколы поставили знаки и нанесли разметку, и даже большой автоматизированный автодром.

Существует ли риск того, что в связи с уменьшением количества автошкол обучение в оставшихся организациях подорожает? Если да, то насколько серьезным, по Вашим прогнозам, будет рост цен?

Многогранный вопрос. Я бы говорила не о зависимости цены от количества автошкол, а о проблеме другого плана. В 2010 году было введено так называемое документарное лицензирование, когда лицензия выдавалась на основе документов – договоров на аренду площадки, учебных классов, договоров с преподавателями, инструкторами. При таком порядке реально никто в школы не выезжал: ни представители лицензирующего органа, ни Госавтоинспекции.

После этого начался стремительный рост количества образовательных организаций, за четыре года их число увеличилось более чем на 40% – с 8 тыс. до 11,5 тыс. Чтобы выжить в условиях рыночных отношений и огромнейшей конкуренции, некоторые организации пошли на демпинг цен, делая их ниже себестоимости обучения за счет невыполнения программ в полном объеме (недокатки при учебном вождении, недовычитки лекций), то есть услуга, предусмотренная лицензией, предоставлялась клиенту не полностью. Именно с этим мы сталкиваемся, когда видим объявление о том, что пройти курс обучения предлагают за 6 – 8 тыс. руб. Обучение не может столько стоить, если автошкола выполняет все требования программ.

По закону об образовании на сайте должна размещаться информация: какова стоимость обучения, откуда она взялась и что заложено в эти деньги [ст. 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ предусматривает обязанность образовательных организаций обеспечивать открытость и доступность информации, в том числе о порядке оказания платных услуг и об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. – Ред.]. Что особенно важно для клиентов – размещение такой информации, равно как и сведений о том, какие классы, инструкторы и площадки для вождения у нее есть, является обязанностью организации, а не правом. Если такой информации на сайте нет, значит эта школа нарушает закон.

По поводу цен. Мы сделали попытку просчитать, как изменится стоимость обучения. На сегодняшний день по новым программам себестоимость обучения на категорию "В" составляет примерно 33 тыс. руб. Конкретную цену образовательные организации будут устанавливать сами. Можно предположить, что она составит от 35 тыс. до 40 тыс. руб. – это расчет по московскому региону. В других регионах цены могут быть ниже за счет разницы в стоимости аренды, оплаты труда, размерах земельного налога и т. д. На эти цифры можно ориентироваться тем, кто планирует в ближайшее время пройти обучение и получить права. А прогноз об увеличении цен, вызванном сокращением числа автошкол, я бы не стала делать. К тому же, ситуация с уменьшением их количества может быть временной за счет того, что многие организации находятся пока на стадии проверки Госавтоинспекцией.

Общее количество часов, отведенных для практических занятий на автомобиле, увеличилось – к примеру, для обучения на категорию "В" теперь надо "накатать" 56 часов вместо прежних 50 часов. Достаточным ли, на Ваш взгляд, является такое увеличение для существенного улучшения качества подготовки водителей?

Стоит иметь в виду, что раньше часы занятий были академические (45 минут), а теперь – астрономические (60 минут), так что изменение достаточно существенное – на 18,5 астрономических часов. При этом речь идет не только об увеличении количества часов, но и о качественном изменении их содержательного наполнения. Впервые предусмотрена возможность проведения занятий по вождению в темное время суток, в условиях недостаточной видимости. Разработка учебных маршрутов по вождению возложена на руководителей автошкол. Они могут предусмотреть маршруты с разной интенсивностью, включая сложные участки, например, за городом, естественно, кроме тех, где учебная езда запрещена ПДД. Так что автошкола, цель которой – не просто заработать, а грамотно подготовить достойного кандидата в водители, имеет для этого все возможности.

По итогам обучения, при условии качественного выполнения программ, мы должны увидеть совершенно по-другому подготовленного кандидата в водители, для которого экзамен в ГАИ – не главная цель, а лишь один из этапов к собственному водительскому "я". Подготовка по новым правилам должна заложить базис, для того чтобы человек сразу после получения водительского удостоверения чувствовал себя уверенно в транспортном потоке, мог спрогнозировать сложные и опасные ситуации в дорожном движении.

Еще один вопрос о продолжительности практических занятий. Раньше на вождение на автодроме было отведено 19 часов, на вождение в городе – 30, а теперь – 24 и 32 часа соответственно (как и в предыдущем вопросе, речь идет о категории "В"). Получается, что доля практических занятий в городе сократилась. Может быть, с учетом того, что большинство начинающих водителей испытывает трудности именно в условиях реального дорожного движения, стоило уделить больше времени вождению именно в городе?

Увеличение количества часов вождения на площадке вызвано постановкой перед этими занятиями новых задач. Например, в предыдущих программах обучения на эту категорию не было предусмотрено вождение с прицепом. Закон [ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". – Ред.] позволяет использовать прицеп, но вождению с ним в автошколах никогда не учили. Теперь добавленные часы можно использовать как раз на обучение такому вождению. Данные занятия проводятся по желанию обучающегося, поэтому можно предположить, что востребованы они будут, в основном, у представителей сильного пола. А для тех, кто не захочет учиться вождению с прицепом, руководство автошколы перераспределит эти часы на другие занятия по вождению.

Психофизиологические основы деятельности водителя выделяются в отдельный учебный предмет (продолжительностью 12 часов, четыре из которых – практикум). Раньше эта тема была включена в предмет "Основы безопасного управления транспортным средством", и на ее изучение выделялось восемь часов (практических – два часа). Однако складывается впечатление, что новые примерные программы направлены, скорее, на обучение азам психологии (система восприятия и психомоторные навыки, основы эффективного общения и т. д.), а не на изучение возможности предотвращения конфликтов участниками дорожного движения. Как Вы оцениваете это изменение?

Не совсем согласна с такой постановкой вопроса. Действительно, в теоретическом курсе появился новый предмет "Психофизиологические основы деятельности водителя". В процессе освоения этого предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов. После изучения предусмотренных программой тем по психофизиологии начинающие водители будут готовы и к предотвращению конфликтов на дороге, и к взаимоотношениям с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения: детьми, пешеходами, инвалидами, велосипедистами, и многому другому. Поскольку предмет новый, пока на него отведено 12 часов. Может быть, потребуется больше, перспектива этого предмета очень серьезная, потому что ежедневно на дорогах происходит много конфликтных ситуаций. "Психофизиологические основы" – тот предмет, при изучении которого человек научится анализировать свое состояние: можно ли сегодня садиться за руль, насколько это будет безопасно, а также узнает, как выявлять агрессивных водителей и грамотно с ними взаимодействовать, как влияет темперамент на стиль вождения и многое другое. Предмет новый, интересный и должен принести серьезную практическую пользу.

И еще такой момент: примерные программы на то и называются примерными, что руководитель образовательной организации при составлении конкретной образовательной программы может добавить определенные часы на любые теоретические темы, практические занятия, зачеты, если это необходимо.

Как Вы относитесь к инициативе МВД России сделать каждую попытку сдачи экзамена в Госавтоинспекции платной?

Введение государственной пошлины давно назрело. Сейчас за сдачу экзаменов платы нет никакой, оплачивается только сам бланк водительского удостоверения, в то время как весь мировой опыт говорит о том, что эта услуга должна быть платной. Есть надежда, что введение этой меры позволит отбить желание неподготовленных к экзамену учащихся использовать ГИБДД в качестве тренировочной базы на бесплатной основе. Из-за этого выстраиваются очереди, иногда многомесячные, на вторую, третью попытку сдачи экзамена (бывали случаи, когда количество попыток доходило до 20). Когда будет установлена фиксированная цена каждой попытки, отношение к сдаче экзаменов коренным образом поменяется. Быть плохо подготовленным станет просто невыгодно. Кроме того, это поможет оснастить экзаменационные подразделения современным оборудованием.

Повысятся также требования потребителей к автошколам, клиенты начнут спрашивать: "А почему я не могу сдать экзамен?". Ведь, по сути, такого быть не должно. Освоив программы в полном объеме в добросовестной организации, человек должен научиться управлять транспортным средством и без проблем сдать экзамен в ГИБДД.

Уже почти год (с 5 ноября 2013 года) подготовка к сдаче экзаменов в форме экстерната находится вне закона. Новые правила к тому же обязывают автошколы проводить теоретические занятия исключительно в специально оборудованных учебных классах. Очевидно, что эти поправки направлены на борьбу с автошколами, предлагающими "дистанционное обучение" по демпинговым ценам. Есть ли данные о сокращении количества таких организаций?

К сожалению, пока говорить о том, что эти организации исчезли, не приходится. На состоявшемся недавно в Минобрнауки России совещании эксперты из многих регионов сообщали о том, что, несмотря на введение новых программ и проверки автошкол сотрудниками ГИБДД, история с демпингом цен и невыполнением программ продолжается. То же самое и в Москве – это подтверждают размещенные на сайтах некоторых организаций предложения пройти обучение по очень низким ценам и в короткие сроки. Пока реформа не будет доведена до логического конца, такие автошколы будут продолжать сокращать количество лекций под видом проведения "консультаций", вводя в заблуждение клиентов. К слову, руководители именно этих организаций громче всех протестуют против нововведений. Со временем они будут вынуждены уйти с рынка, так как отсутствие у автошколы разрешительной документации от Госавтоинспекции исключает возможность сдачи экзамена в ведомстве ее клиентами. Кроме того, сейчас все-таки формируется принцип открытости автошкол, и граждане со временем научатся разбираться в том, каким автошколам можно и нужно доверять.

В настоящее время большой популярностью у тех, кто уже получил водительское удостоверение, пользуются индивидуальные занятия с инструктором и недешевые курсы экстремального вождения, что свидетельствует либо о не совсем надлежащем качестве обучения в автошколах, либо о недостаточности практических занятий. Примерные программы подготовки водителей предусматривают обучение управлению автомобилем в нештатных ситуациях, однако выделяется на него всего четыре часа (два теоретических и два практических). Может быть, стоит подумать об увеличении количества таких занятий, ведь это позволит повысить качество обучения и к тому же будет выгодно для водителей, которым не нужно будет искать какие-то дополнительные курсы?

Здесь нужно выделить два момента. Если человек закончил автошколу, получил водительское удостоверение и ищет себе инструктора со словами: "У меня права есть, а теперь вы меня научите", то такого, конечно, быть не должно. В автошколе должны быть получены знания, умения, четкие навыки, и после сдачи экзамена человек должен сесть и поехать: и днем, и ночью, и в дождь, и в снег, и в плотном потоке, и делать это уверенно.

И совсем другой вопрос, если у водителя есть желание повысить свое мастерство, если по мере выработки собственного опыта вождения он понимает, что ему необходимо получить какие-то дополнительные знания и навыки. Во многих странах существует второй этап обучения водителей, и мы эту тему уже много раз обсуждали. Может быть, со временем у нас законодательно будет закреплена возможность прохождения такого дополнительного курса обучения водителями, уже имеющими опыт вождения. Обычно для повышения водительского мастерства используются специальные автодромы, уже не похожие на тренировочные площадки для первоначального обучения, а такие, где и скользкая дорога возникает, и фонтан как препятствие на пути, и имитация заноса, и имитация опрокидывания транспортного средства, и т. д.

Татьяна Вячеславовна, последний вопрос. Сколько времени, по Вашим прогнозам, понадобится, чтобы новые программы полноценно заработали?

У автошкол нет желания простаивать, они просто не могут себе этого позволить. Если автошкола несколько месяцев не работает, то она может просто разориться. Все государственные структуры, в том числе Госавтоинспекция, также заинтересованы в том, чтобы автошколы начали работать по новым правилам как можно скорее, поэтому работа по проверке их соответствия новым требованиям идет по всем регионам. Автошколы, соответствующие установленным требованиям, должны получить все разрешительные документы быстро, без проволочек, в рамках установленных сроков, и сразу начать готовить кандидатов в водители по новым правилам.

Некоторые организации что-что доделывают, приводят в соответствие, это займет какое-то время, но какое конкретно, предполагать очень сложно. По сведениям Госавтоинспекции, буквально за последнюю неделю поступило более 1000 заявлений о согласовании рабочих программ и выдаче заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям и их количество растет в геометрической прогрессии. Будем надеяться, что большинство автошкол получит в ближайшее время все необходимые согласования и продолжит работу.

Тревожных сигналов о том, что где-то в регионах кто-то не может записаться в автошколы, нет, но в прессе появлялись материалы о том, что какие-то школы приостановили или прекратили свою деятельность. Здесь возникает такой вопрос: какое количество автошкол необходимо стране? Нужно ли их 11,5 тыс. или достаточно тех 8 тыс., которые были раньше. Спрос на обучение примерно один и тот же из года в год – от 2 до 2,5 млн кандидатов в водители.

В любом случае, качество обучения должно повыситься, и прийти на экзамен в ГИБДД, а потом выехать на дорогу должны более подготовленные водители. На это у всех очень большая надежда, о чем можно судить, в том числе, по вниманию прессы к этому вопросу. Поэтому все на виду, прозрачно, открыто, так что будем надеяться на лучшее.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/action/interview/579699/#ixzz3HHMiOPQV
Ист: http://www.garant.ru/action/interview/579699/#ixzz3H9eL59D1

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2466 просмотров