Putin

 

 

 

За парту и за руль – по новым программам

 Оборонное общество повысит качество подготовки водителей для Вооружённых Сил
За последние два года в Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения произошли существенные изменения. Принят ряд нормативных актов, в том числе законодательного характера, которые стали жёстче трактовать вопросы организации подготовки водителей транспортных средств. Причиной ужесточения требований стал рост количества жертв на дорогах России, произошедший во многом из-за низкого качества обучения будущих участников дорожного движения...

Такое положение сложилось, как свидетельствуют статистические данные, не в последнюю очередь из-за резкого увеличения в 2011 году числа частных автошкол, не обладающих необходимой учебно-материальной базой, но получивших лицензии без её проверки, только по представленным документам. Правила лицензирования, действовавшие до 2013 года, это, к сожалению, позволяли. Буквально через год после появления множества частных автошкол количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с гибелью участников дорожного движения, значительно возросло.

Здесь необходимо напомнить, что ДОСААФ России последовательно и настойчиво поднимал перед федеральными органами власти вопросы ужесточения условий выдачи лицензий автошколам, справедливо считая, что основным условием для этого должно быть наличие учебно-материальной базы, необходимой для реализации программ подготовки водителей, и педагогического состава, отвечающего самым высоким требованиям. Не секрет, что частные автошколы, как правило, имели 1–2 учебных кабинета, несколько автомобилей, а некоторые вообще регистрировались на съёмной площади в две-три комнатушки. О квалификации преподавателей и инструкторов в таких образовательных учреждениях и говорить не приходится. Подобные автошколы зачастую служили лишь ширмой для незаконной выдачи водительских удостоверений.

Неоднократно по этим проблемам представители Оборонного общества выступали на различных специализированных форумах, в том числе и на международной конференции по безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге. С нашей позицией органы государственной власти согласились.

ДОСААФ приняло самое активное участие в разработке новых программ обучения водителей транспортных средств (с августа прошлого года приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 они введены в действие).
Принципиальное изменение, заложенное в них, в первую очередь заключается в том, что объёмы подготовки водителей транспортных средств в автошколе должны быть напрямую связаны с наличием в ней определённого перечня учебных кабинетов, укомплектованных соответствующим учебным оборудованием и площадок первоначального обучения вождению (автодромов).

Второе важное изменение касается содержания учебных занятий и введения нового учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя транспортного средства», что потребовало в короткие сроки переработать учебно-методическое обеспечение автошкол.

Благодаря централизованным поставкам мультимедийных комплексов в 2013 и 2014 годах школы ДОСААФ России к решению данной проблемы в целом оказались подготовлены, так как договором их поставок предусматривалась возможность бесплатного обновления компьютерных программ через глобальную сеть Интернет.

Это позволило нашим школам в режиме онлайн и без финансовых затрат обзавестись полным набором необходимого учебно-методического обеспечения для получения соответствующего заключения ГИБДД.

В дальнейшем события разворачивались таким образом, что в некоторых регионах наша оборонная организация выступила в роли стандарта учебно-методического обеспечения подготовки водителей автомобилей. Например, в Орловской области после проверки школы, оснащённой мультимедийными комплексами, региональными органами ГИБДД принято решение о том, что без наличия аналогичных ДОСААФ России технических и программных средств положительного заключения автошколам области не давать.

Наиболее сложным для лицензирования, в том числе и наших образовательных учреждений, стал вопрос соответствия площадок первоначального обучения вождению (автодромов), предъявленным требованиям. Уже после введения в действие учебных программ обучения водителей появились жёсткие требования к их размерам – 0,24 га, а с выходом постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 – и к их обустройству.

В регионах при подготовке и проведении лицензирования программ и получения разрешения органов ГИБДД на образовательную деятельность стали возникать вопросы, требующие компетентного разъяснения. Для этого Центральный совет ДОСААФ организовал проведение вэбинара, на который были приглашены должностные лица министерств и ведомств, в компетенции которых находится подготовка водителей транспортных средств. В ходе его проведения даны ответы на многие вопросы, интересующие руководителей школ Оборонного общества.

Большую пользу в решении проблемных вопросов оказало и тесное взаимодействие с общественными организациями, осуществляющими подготовку водителей, такими как Межрегиональная ассоциация автомобильных школ, Детско-юношеская автомобильная школа, Всероссийская гильдия автошкол и другие. Это существенно сократило сроки разработки формализованных документов автошколами для их подачи в органы ГИБДД. Можно прямо сказать, что нами совместно были разработаны состав и формы этих документов.

________________________________________
ДОСААФ России последовательно и настойчиво поднимал перед федеральными органами власти вопросы ужесточения условий выдачи лицензий автошколам, справедливо считая, что основным условием для этого должно быть наличие учебно-материальной базы, необходимой для реализации программ подготовки водителей, и педагогического состава, отвечающего самым высоким требованиям.
________________________________________

В целом объём проделанной подготовительной работы огромен, и он позволил в основном в процесс выполнения требований новых учебных программ войти организованно. Достаточно посмотреть на статистику процедуры получения заключений - по состоянию на 30 января 2015 года из 9834 автошкол, не входящих в систему ДОСААФ России, заключения о соответствии своей учебно-материальной базы новым требованиям получили лишь 3787 автошкол (31 процент). В Оборонной организации этот показатель в два раза выше. Из 1166 наших образовательных учреждений заключение ГИБДД получили 78 процентов автошкол, 22 процента подали документы (но пока решение не принято), и лишь 2 процента – документы в ГИБДД не подавали. По нашим прогнозам, до конца апреля большая часть школ ДОСААФ России должна получить необходимые разрешительные документы.

Что касается задания на подготовку граждан по военно-учётным специальностям (ВУС) для Вооружённых Сил РФ в 2015 году, то анализ сведений позволяет утверждать, что оно будет выполнено. Именно из-за затяжки времени по представлению школам, осуществляющим подготовку граждан по ВУС, заключений от ГИБДД по просьбе ряда руководителей региональных отделений Центральный совет ДОСААФ обратился к губернаторам посодействовать в первоочередном осмотре образовательных организаций Оборонного общества (исходя из того, что в соответствии с законодательством именно руководитель субъекта РФ отвечает за организацию призыва на службу в Вооружённые Силы).

В большинстве случаев эти обращения сыграли положительную роль. Значительная часть автошкол, выполняющих задачи по подготовке призывников, соответствующие заключения получили.

Вместе с тем в ряде субъектов, например в Кировской и Тверской областях, после внеочередной проверки ГИБДД констатировало неготовность некоторых наших школ к обучению. Сложной остаётся обстановка в Архангельской области, где, как складывается впечатление, за обучение призывников больше переживает военком, чем руководитель регионального отделения ДОСААФ (уже завершают обучение курсанты в Архангельской и Северодвинской школах, а заключение получено лишь на днях, поэтому возникла проблема регистрации учебных групп в ГИБДД).

Умело организовали и чётко руководили процессом приведения учебно-материальных баз школ к новым стандартам председатели региональных отделений Александр Олифиренко (Волгоградская область), Михаил Невдах (Рязанская область), Сергей Матвеев (Чувашская Республика), Сергей Кульков (Республика Мордовия), Тимур Барчо (Республика Адыгея), Валерий Буркацкий (Республика Карачаево-Черкесия), Курейш Зурабов (Республика Ингушетия), Василий Сляднев (Курская область), Владимир Лесняк (Ростовская область). Они успешно завершили эту серьёзную работу во всех образовательных учреждениях.

Нельзя не упомянуть и те региональные отделения, руководители которых для выполнения государственной задачи по подготовке специалистов по ВУС принимают нестандартные решения. К примеру, в Москве у ряда наших образовательных учреждений отсутствуют земельные участки под площадки обучения первоначальным навыкам вождения. Тем не менее председатель столичной организации Сергей Литвинов проблему успешно решил, предложив городским школам ДОСААФ заключить договоры на совместное использование действующих автодромов.

К сожалению, в ряде региональных отделений из-за инертности, нераспорядительности и бесконтрольности их руководителей решить задачу приведения учебно-материальной базы к установленным требованиям не удалось. Загвоздка здесь в отсутствии площадок обучения первоначальным навыкам вождения или в несоответствии их размеров установленным значениям. Сложность ситуации заключается в следующем - привести в соответствие с требованиями площадки вождения в зимний период времени, даже при наличии достаточных денежных средств, не будем себя обманывать, невозможно… Но не позднее начала нового учебного года эту проблему необходимо решить.

С целью завершения всего процесса лицензирования Департамент имущественного комплекса и материально-технического обеспечения ДОСААФ предусмотрел на 2015 год первоочередное использование средств фонда оборонного общества на восстановление и развитие учебно-материальной базы организаций и учреждений (в том числе и на завершение приведения площадок автошкол в соответствие с новыми требованиями).

Руководство Оборонного общества твёрдо намерено не допустить снижения в регионах количества организаций ДОСААФ России, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, и продолжить, повышая качество, готовить специалистов для Вооружённых Сил.

Сергей КЛИМОВ,
заместитель председателя
ДОСААФ России – директор
Департамента профессионального образования.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1890 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий