Программа доподготовки военных водителей
21 февраля 2013 — Администратор
Настоящая программа доподготовки военных водителей транспортных средств категории «С» в организациях ДОСААФ России (дополнение к Примерной программе подготовки водителей транспортных средств категории «С») (далее — программа) разработана Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны Российской Федерации (далее ГАБТУ МО РФ) и соответствует квалификационным требованиям к водителям транспортных средств для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВУС – 837).
Программа вводится в действие приказом Председателя ДОСААФ России.
С момента введения в действие настоящей Программы прекращают свое действие Программа подготовки водителей транспортных средств категории «С», утверждённая начальником ГАБТУ МО РФ в 2009 г., и Программа доподготовки водителей транспортных средств категории «С», утверждённая начальником ГАБТУ МО РФ в 2011 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа предназначена для подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, по военно-учетной специальности — «водитель транспортных средств категории «С»
(ВУС – 837).
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» обучению подлежат граждане мужского пола, достигшие
17-ти летнего возраста, подлежащие очередному призыву на военную службу, годные по состоянию здоровья, физическому развитию, морально-психологическим качествам и имеющие профессиональную пригодность не ниже III категории.
Программа разработана ГАБТУ МО РФ, согласована с ДОСААФ России и соответствует квалификационным требованиям к водителям транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанная в Программе последовательность изучения тем может быть изменена решением педагогического совета образовательного учреждения, при условии, что Программа будет выполнена полностью.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Военный водитель транспортного средства категории «С» по окончанию обучения дополнительно к требованиям Примерной программы
должен знать:
основные положения по организации эксплуатации автомобильной техники в Вооружённых Силах Российской Федерации;
тактико-технические характеристики изучаемых образцов военной автомобильной техники, расположение, назначение, устройство, принцип действия основных агрегатов и узлов автомобиля;
способы и порядок пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха;
характерные неисправности агрегатов (узлов, приборов) автомобилей, возникающие при эксплуатации, их признаки и способы устранения;
виды периодичность и объем работ по техническому обслуживанию, основные данные для контроля и регулирования, марки и свойства применяемых на автомобиле горюче-смазочных материалов, способы их экономии, способы увеличения сроков службы (эксплуатации) шин и аккумуляторных батарей;
правила пользования водительским инструментом и принадлежностями;
общие требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании военной автомобильной техники;
правила пользования средствами повышенной проходимости;
основы экстремального вождения военной автомобильной техники;
обязанности военного водителя и порядок действий по тревоге;
порядок снятия автомобильной техники с хранения и организацию её вывода из парков по тревоге;
порядок оформления путевого листа.
должен уметь:
готовить двигатель автомобиля к пуску и пускать при низких температурах окружающего воздуха;
выполнять работы по контрольному осмотру автомобиля перед выездом и в пути, ежедневному техническому обслуживанию, устранять мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов и агрегатов, а также совместно со специалистами выполнять работы по техническому обслуживанию №1 (ТО-1), техническому обслуживанию № 2
(ТО-2) и сезонному техническому обслуживанию, согласно перечню (приложение 1);
готовить автомобиль к преодолению брода, переправ и других сложных участков местности, готовить неисправный автомобиль к буксировке;
безопасно управлять транспортным средством в колонне в условиях дорожного движения различной интенсивности и по пересечённой местности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Организация обучения должна обеспечивать высокое качество подготовки специалистов по военно-учетной специальности «водитель транспортного средства категории «С» (далее — военный водитель) для успешного выполнения ими обязанностей военного водителя при прохождении воинской службы.
Учебные взвода по подготовке военных водителей создаются численностью 25-30 человек.
2. Учебный процесс организуется в один или несколько потоков (в одну или несколько смен) с учетом своевременного выполнения плановых заданий, равномерного распределения учебной нагрузки между преподавателями и мастерами производственного обучения, наиболее рационального и эффективного использования имеющейся учебно-материальной базы.
3. Основными видами учебных занятий военных водителей являются теоретические, лабораторно-практические и практические занятия. Все занятия должны проводиться в логической последовательности, способствуя формированию у обучаемых знаний, умений и навыков, необходимых военному водителю.
4. Теоретические занятия по каждому предмету (теме) должны планироваться, как правило, не более 2-х часов в день, практические занятия (лабораторно-практические) — 4 — 6 часов в день, для обучающихся без отрыва от производства не более 4-х часов. Для всех категорий обучающихся практические занятия по вождению планируются не более 4-х часов в день. Продолжительность одного часа теоретических, практических (лабораторно-практических) занятий — 45 мин. Продолжительность одного часа практических занятий по вождению автомобиля — 60 мин.
5. Обучение военных водителей осуществляется на военных автомобилях КамАЗ-43105, 4350, 5350 и их модификациях, Урал-4320, 4320-31, 43206 и их модификациях. Дополнительно могут изучаться особенности устройства и эксплуатации автомобилей других марок, используемых под монтаж специального оборудования.
6. Для проведения занятий оборудуются:
кабинеты (классы) по устройству и эксплуатации автомобилей;
специализированные классы для лабораторно-практических занятий по техническому обслуживанию автомобилей;
специализированные площадки для изучения нормативов по технической подготовке и вождению автомобилей.
Изучение нормативов выполнять по элементам, в медленном темпе, без учёта временных показателей со строгим соблюдением мер безопасности.
7. Теоретические занятия проводятся в составе учебного взвода преподавателем, практические (лабораторно-практические) занятия проводятся в составе учебного взвода (отделения) преподавателем и мастером производственного обучения. Практическое обучение вождению проводит мастер производственного обучения вождению индивидуально.
8. Содержание занятий по каждой теме предмета должно тесно увязываться с квалификационными требованиями к военному водителю.
В ходе занятий обучающий состав должен приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.
9. При проведении занятий использовать учебно-методические материалы и пособия, рекомендованные учебно-методическим советом ДОСААФ России.
10. На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности, схему учебных маршрутов, согласованную с органами ГИБДД МВД РФ субъекта Российской Федерации, свидетельство о регистрации транспортного средства, талон государственного технического осмотра, путевой лист, график очерёдности обучения вождению, план проведения занятия.
11. Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».
12. Обучение вождению военной автомобильной техники должно проводиться на закрытых площадках, автодромах, в условиях реального дорожного движения и на пересеченной местности, при этом необходимо предоставлять курсантам время для самостоятельного выполнения упражнений.
13. Обучение основам экстремального вождения проводить на специально подготовленных площадках и в условиях реальной обстановки.
14. Обучение основам маршевой подготовки осуществить на занятиях по вождению в колонне по дорогам и пересечённой местности, а также в ходе проведения комплексного специального занятия с совершением марша.
15. По завершении обучения военно-экзаменационная комиссия проводит итоговую аттестацию по «Устройству и техническому обслуживанию военной автомобильной техники».
16. К итоговой аттестации допускаются граждане, прошедшие полный курс обучения.
17. Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом по установленной форме.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «С»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Особенности устройства и техническое обслуживание военной автомобильной техники. Виды, периодичность и объём работ по техническому обслуживанию».
Примечание: 1. Темы предмета являются дополнением к содержанию тематического плана предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» Примерной программы.
2. При проведении занятий отрабатывать нормативы согласно
установленному перечню (приложение 2).
3. В наименовании нормативов приняты обозначения:
В – нормативы по вождению;
ТП – нормативы по технической подготовке.
Раздел 1. Особенности устройства и техническое обслуживание военной автомобильной техники.
Тема 1. Особенности общего устройства военной автомобильной техники.
Занятие 1 — 2 часа (теоретическое).
«Тактико-технические характеристики военной автомобильной техники. Ознакомление с органами управления и КИП. Особенности общего устройства военной автомобильной техники, размещение, крепление и взаимодействие основных агрегатов и узлов автомобиля и их техническое обслуживание. Комплект водительского инструмента, места его размещения и правила пользования им».
Тема 2. Общее устройство и работа двигателя и его систем.
Занятие 1 — 2 часа (теоретическое).
Особенности устройства двигателя и его техническая характеристика.
Занятие 2 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Порядок работы кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. Проверка крепления головки блока, порядок снятия и установки головки блока цилиндров, порядок замены прокладок головки блока и поддона картера. Порядок проверки и регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения двигателя. Подготовка двигателя к пуску, пуск, прогрев, прослушивание двигателя. Техническое обслуживание двигателя, характерные неисправности их обнаружение и устранение.
Изучение норматива № 6-В.
Занятие 3 – 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства системы охлаждения двигателя. Размещение деталей и узлов системы охлаждения и подогрева изучаемых машин. Подготовка двигателя к пуску и его пуск с использованием предпускового подогревателя и электрофакельного устройства. Техническое обслуживание систем охлаждения изучаемых автомобилей, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Изучение норматива № 4-В.
Занятие 4 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства системы смазки изучаемых автомобилей. Размещение деталей и узлов систем смазки. Техническое обслуживание систем смазки изучаемых автомобилей, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Изучение норматива № 3-ТП.
Занятие 5 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства систем питания топливом двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Размещение деталей и узлов систем питания топливом двигателей изучаемых машин. Техническое обслуживание систем питания, характерные неисправности, их обнаружение и устранение . Экологические требования и техника безопасности при использовании различных видов топлива.
Изучение норматива № 27-В.
Тема 3. Электрооборудование автомобиля.
Занятие 1 — 2 часа (теоретическое).
Особенности устройства электрооборудования военной автомобильной техники. Техническое обслуживание, характерные неисправности, их обнаружение и устранение .
Занятие 2 – 2 часа (лабораторно-практическое).
Устройство и техническое обслуживание аккумуляторных батарей и генераторов. Обнаружение и устранение неисправностей источников электроэнергии.
Изучение норматива № 1-В.
Занятие 3 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства потребителей электроэнергии автомобилей. Правила пользования стартером, приборами освещения, световой и звуковой сигнализацией, контрольно-измерительными приборами. Техническое обслуживание потребителей электроэнергии, характерные неисправности, их обнаружение и устранение .
Тема 4. Трансмиссия.
Занятие 1 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства агрегатов трансмиссии военной автомобильной техники, их техническое обслуживание. Характерные неисправности агрегатов трансмиссии, их причины и способы устранения.
Занятие 2- 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства сцеплений изучаемых автомобилей. Характерные неисправности сцеплений, их признаки, причины и способы устранения.
Изучение норматива № 10-ТП.
Тема 5. Ходовая часть.
Занятие 1 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства ходовой части военной автомобильной техники. Размещение, крепление и взаимодействие основных элементов ходовой части их техническое обслуживание. Характерные неисправности ходовой части, их причины и способы устранения. Практическое выполнение работ по замене колеса.
Изучение норматива № 32-В.
Занятие 2 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства специального оборудования военной автомобильной техники. Пользование системой регулирования давления воздуха в шинах. Подготовка автомобиля к преодолению брода. Техническое обслуживание специального оборудования изучаемых автомобилей, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Изучение норматива № 23-В.
Тема 6. Тормозная система.
Занятие 1 — 4 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства и проверка работоспособности тормозных систем изучаемых автомобилей. Техническое обслуживание тормозной системы. Характерные неисправности тормозной системы (рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной), их обнаружение и устранение.
Тема 7. Рулевое управление.
Занятие 1 — 2 часа (лабораторно-практическое).
Особенности устройства рулевого управления. Техническое обслуживание рулевого управления. Характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Раздел 2. Виды, периодичность и объём работ по техническому обслуживанию.
Тема 1. Порядок проведения технического обслуживания автомобильной техники в воинских частях.
Занятие 1 — 1 час (теоретическое).
Пункт технического обслуживания и ремонта части, площадка ежедневного технического обслуживания. Порядок проведения работ по техническому обслуживанию.
Тема 2. Виды и периодичность технического обслуживания.
Занятие 1 — 1 час (теоретическое).
Виды, периодичность и объём технического обслуживания, марки применяемых горюче-смазочных материалов.
Занятие 2 — 4 часа (лабораторно-практическое).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание. Порядок их проведения.
Изучение нормативов № 8-В и № 10-В.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Основы организации эксплуатации военной
автомобильной техники в части»
Тема 1. Основы организации эксплуатации военной автомобильной техники в части.
Занятие 1 — 2 часа (теоретическое).
Военная автомобильная техника части. Боевая готовность машин, исправность и надежность. Обязанности военного водителя. Деление машин на группы эксплуатации. Эксплуатация военной автомобильной техники в сложных условиях. Комплект водительского инструмента и его размещение, индивидуальный комплект запасных частей. Контрольные осмотры (КО) военной автомобильной техники.
Происшествия с автомобильной техникой и мероприятия по их предупреждению.
Тема 2. Парки воинских частей и внутренний порядок в них.
Занятие 1 — 2 часа (практическое).
Основные виды парков. Элементы постоянного парка. Внутренний порядок в парке. Порядок выхода и возвращения машин. Порядок оформления путевого листа. Технологический процесс технического обслуживания автомобильной техники в постоянных парках. Подвижные средства технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Особенности оборудования полевых парков. Изучение норматива № 9-В.
Тема 3. Вывод техники по тревоге.
Занятие 1,2 — 6 часа (практическое).
Действия военного водителя по тревоге. Снятие автомобильной техники с хранения. Организация вывода техники из парков по тревоге.
Изучение норматива № 2-В.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«Вождение военной автомобильной техники»
Тема 1. Основы экстремального вождения автомобилей.
Занятие 1 — 2 часа (практическое).
Основы экстремального вождения в зимних (летних) условиях эксплуатации грузовых автомобилей. Разгон и торможение (летом — на мокрой дороге, зимой — на обледенелой дороге).
Занятие 2 — 2 часа (практическое).
Безопасное прохождение поворотов в скоростном режиме (снос, боковое скольжение, занос, вращение). Приемы экстренного маневрирования.
Тема 2. Основы маршевой подготовки.
Занятие 1 — 4 часа (практическое).
Сигналы управления строем (колонной). Организация охранения колонны на привале. Порядок действий водителя при налёте авиации. Отражение нападения ДРГ противника. Оказание первой помощи. Порядок действий водителя при преодолении участков заражения. Порядок проведения частичной специальной обработки.
Занятие 2 — 4 часа (практическое) в объёме 50 км.
Вождение в колонне по дорогам и пересечённой местности. Вытягивание колонны. Преодоление зараженного участка. Движение в противогазе. Преодоление спусков и подъёмов. Проезд колонны через железнодорожный переезд со шлагбаумом (без шлагбаума). Преодоление минно-взрывных заграждений по колейному проходу. Разворот для движения в обратном направлении.
Занятие 3 – 6 часов (комплексное специальное занятие с совершением марша) в объёме 100 км.
Контрольный осмотр машин перед маршем. Движение в колонне по различной местности, выдерживание дистанции на заданной скорости, преодоление различных препятствий, минных полей. Остановка. Действия на привале, при нападении воздушного противника и диверсионных групп. Выявление и устранение неисправностей машины на марше. Подготовка неисправной машины к буксированию и правила ее буксирования. Требования безопасности.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И ОПЕРАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДЫМ КУРСАНТОМ
1. Контрольный осмотр автомобиля.
2. Ежедневное техническое обслуживание.
3. Заполнение системы охлаждения жидкостью и её слив.
4. Замена приводных ремней.
5. Очистка масляного фильтра (центрифуги).
6. Проверка уровня масла в поддоне картера двигателя.
7. Включение масляного радиатора.
8. Очистка системы вентиляции картера.
9. Промывка фильтров очистки топлива.
10. Удаление воздуха из системы питания дизельного двигателя.
11. Слив отстоя из топливных фильтров.
12. Обслуживание воздушного фильтра.
13. Подготовка двигателя к пуску с использованием предпускового подогревателя и электрофакельного устройства.
14. Определение степени заряженности АКБ по плотности электролита.
15. Проверка уровня электролита в АКБ.
16. Установка АКБ на автомобиль.
17. Проверка и регулировка свободного хода педали сцепления.
18. Проверка уровня масла в картерах агрегатов трансмиссии.
19. Замена колеса.
20. Снятие и установка запасного колеса.
21. Проверка уровня масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления.
22. Выключение энергоаккумулятора механическим путём.
23. Проверка и регулировка свободного хода педали тормоза.
24.Удаление конденсата из пневмосистемы тормозов и системы регулирования давления воздуха в шинах.
25. Частичная регулировка колёсного тормоза.
26. Проверка величины свободного хода рулевого колеса.
27. Подготовка автомобиля к преодолению брода.
28. Порядок пользования лебёдкой.
Приложение 2
Перечень нормативов предлагаемых для изучения при проведении практических занятий (техническая подготовка и вождение)
(выписка из Сборника нормативов по боевой подготовке, книга 9, изд.1987 г)
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!