Рассказ — беседа в Кизилюртовской автошколе
21 октября 2025 года согласно плана на 43 неделю военно-патриотических мероприятий в соответствии рекомендации РО ДОСААФ России РД с учащимися автошколы провели рассказ беседу на тему: «Василий Васильевич Верещагин выдающийся художник – баталист и защитник Отечества».
Заместитель начальника по УПЧ — Г. Абакаров начал беседу с биографии В.В.Верищагина.
Родился Василий Васильевич Верещагин 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии (ныне – Вологодская область), в семье небогатого помещика. У него были три брата, и все четверо были отданы в военные заведения в Санкт-Петербурге. Василий поступил в Александровский кадетский корпус, а потом в Морской корпус на Васильевском острове. Учился блестяще и окончил его первым по количеству баллов, причем в совершенстве овладел английским, французским и немецким языками.
Василий Верещагин вошел в историю как самый крупный и самобытный русский художник-баталист. Его творчество пронизано одновременно и патриотизмом, и гуманизмом. Публика боготворила его, а императоры ненавидели и запрещали. На его картинах увековечено несколько воин, которые вела Россия. Почти во всех них он поучаствовал лично.
Трудно найти другого такого художника в мире, который не только прославился как замечательный баталист, но и часто оставлял кисть, сам храбро шел в атаку, и даже погиб на войне, как герой. Таким был Василий Васильевич Верещагин.
Интерес к истории, который пробудился у Василия в ранней юности, в годы учения в академии был закреплен слушанием публичных лекций по русской истории известного ученого Николая Костомарова. Полный бурной энергии, Василий Верещагин был не способен сидеть с этюдником в пыльных залах академии, мирно занимаясь классическими «штудиями», его неудержимо влекли путешествия, просторы и новые впечатления. Он отправился на Кавказ, где шли непрерывные войны с мятежными горцами. Объехал весь Кавказ, много рисовал. Вернувшись, отправился в Париж и поступил там в Академию художеств, где вскоре тоже добился немалых успехов.
Лично участвуя в военных действиях, Василий Верещагин сам столкнулся с ужасами войны, которая в те времена многими виделась лишь как красивое зрелище, как легкий парад людей в блестящих мундирах. Когда он впервые увидел усеянное окровавленными трупами поле битвы во время выступления эмира бухарского против самаркандского гарнизона русской армии, сердце его тоже «облилось кровью».
Василий Верещагин стал первым в русской живописи художником, который запечатлел на своих полотнах кровавую и страшную правду войны. Хотя это вовсе не мешало ему самому брать в руки оружие — когда надо было сражаться за интересы России.
Батальные полотна его выставлялись не только в России, но и во многих странах и всюду получили самую восторженную оценку. Иван Крамской с восхищением писал: «Я не знаю, есть ли в настоящее время художник, равный ему не только у нас, но и за границей. Это нечто удивительное». А пораженный его дарованием, знаменитый в те времена немецкий художник Адольф Менцель заявил: «Вот этот может все!». Восторг в обществе вызвала серия картин Василия Васильевича, посвященная Отечественной войне 1812 года.
Вскоре вспыхнула новая война – на этот раз с Японией. В возрасте уже 62 лет, в 1904 году Василий Васильевич, оставив дома горячо любимых жену и трех малолетних детей, снова отправился на фронт. Он находился на флагманском корабле «Петропавловск», на который его пригласил адмирал Степан Макаров. И вот, 31 марта (по старому стилю) 1904 года корабль натолкнулся на японские мины, взрыв был такой чудовищной силы, что он тут же пошел вместе с людьми на дно. Василий Васильевич в этот момент находился на палубе с мольбертом, создавая очередное полотно. Художник-баталист погиб на войне, как герой — на боевом посту.
Илья Репин назвал Василия Верещагина «величайшим художником своего времени», который «открывает новые пути в искусстве». «Верещагин, — заявил Репин, — личность колоссальная, это действительно богатырь, сверх-художник, как и сверх-человек».
