3214117e 1e06 4dc3 a3f3 277b4de43bbd

Рассказ — беседа в Кизилюртовской автошколе

,

28 октября 2025 года согласно плана на 44 неделю еженедельных военно-патриотических мероприятий в рамках года «Защитника Отечества» провели рассказ-беседу на тему: «Война в воздухе. Советские летчики против ВВС США в небе Кореи (1950-1953 годы)»: Об участии Советских летчиков в боевых действиях в Корее (1950-1953 годы, подвиги, результативность, итоги)

Заместитель начальника по УПЧ Г. Абакаров  с курсантами автошколы начал беседу: —

Война в Корее в 1950-1953 годах стала первым столкновением вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции — Советского Союза и США. Основное противостояние великих держав развернулось в воздухе: за господство в небе впервые сражались реактивные истребители. Победителями из этой войны вышли советские летчики.

Перед началом войны ВВС КНДР насчитывали по разным данным 150-200 самолетов, в основном это были советские поршневые истребители Як-9 и штурмовики Ил-10. При этом только американцы на воздушных базах в Японии, авианосцах имели более 1500 самолетов. Значительная их часть была представлена реактивными истребителями типа F-80 «Shooting  Star».

         Если учесть, что и выучка американских пилотов была гораздо лучше, нежели у северокорейцев, то не удивительно, что к августу 1950 года их ВВС были практически полностью уничтожены. После этого летчики США могли беспрепятственно бомбить позиции противника, совершать налеты на города и стратегические объекты. Обладая таким прикрытием, сухопутные войска союзников легко отбросили противника на самый север Кореи.

         После этого в войну решил вступить Китай, он также просил отправить свои войска в Корею и Советский Союз. Однако Сталин опасался открытого противостояния с США, которое могло перерасти в Третью мировую войну. Поэтому долгое время помощь СССР ограничивалась отправкой инструкторов, которые готовили китайских и северокорейских летчиков, а также нескольких самолетов для тренировочных полетов, в частности МиГ-9.

         1 ноября советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой «мигов» — пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 «Мустанг». В результате скоротечного боя один самолет противника был подбит, еще один — сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один «Шутинг стар» был подбит, остальные после неудачной контратаки поспешили ретироваться.

Так, 12 апреля вошло в историю как «черный» четверг авиации США. В этот день американцы совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян в районе Уйцзю. Уничтожить их должны были                                               48 бомбардировщиков B-29 «Superfortress» («Суперкрепость»), которых сопровождали 76 истребителей прикрытия.

Против них действовали всего 44 МиГа. Впрочем, у них было и преимущество: американские самолеты сопровождения шли со скоростью бомбардировщиков — всего 700 километров в час — и на средней высоте в 7000 метров. Советские летчики встретили их на высоте 10 километров и спикировали на полной скорости под разными углами атаки. В результате были уничтожены 10 «Суперкрепостей» и три истребителя соперника. После этого руководство ВВС США почти месяц не рисковало отправлять за пределы 38-й параллели большие группы самолетов.

          Еще одним «черным» днем для американской авиации стало                 30 октября того же года. На этот раз бомбить корейский аэродром в Намси отправилась 21 летающая крепость, прикрывать которые должны были почти 200 истребителей разных типов. С советской стороны в бою приняли участие 44 МиГа, еще 12 машин остались в резерве прикрыть аэродромы. Судьбу сражения решило то, что заслон из истребителей F-86 опоздал с выходом — «Сейбры» планировали перехватить советские самолеты немного в другом районе, но просчитались. Защищать B-29 остались машины более низкого класса.

В заключении подчеркнул:

Согласно имеющейся статистике, асами в Корее стали 51 советских лётчика (сбили 5 и более вражеских самолетов) . Сам факт участия СССР в Корейской войне был официально признан в Советском Союзе только в 1980-е годы. В начале 1990-х годов стали доступны ранее засекреченные данные о победах советских пилотов. Однако имеющаяся информация страдает неполнотой, поэтому в ряде случаев источники называют разное число побед для каждого отдельного лётчика.

         В соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР за боевые заслуги в боевых действиях Корейской войны, при защите объектов Северной Кореи от ударов бомбардировочной авиации «международных сил ООН», и, прежде всего — авиации США, звание Героя Советского Союза было присвоено  22  советским летчикам (2 из них — посмертно). Все они — лётчики-истребители 64-го истребительного авиационного корпуса.

          Всего на стороне правительства КНДР принимали участие в боевых действиях в период 1950—1953 годов около 26 000 советских военных специалистов и бойцов истребительной авиации и зенитной артиллерии. Из них погибло и умерло 315 человек.