Урок Мужества в Кизилюртовской АШ
17 июля 2024 года на площадке автошколы со слушателями по подготовке по ВУС и СМТП в составе 20 человек провели Урок Мужества «Герои отчизны – «Первый в СССР дважды Герой Советского Союза – летчик Грицевец С.И.» с целью:
— воспитания чувства сострадания мужества и патриотического воспитания подрастающего поколения;
— развития мотивации к защите Отечества и к службе в Вооруженных Силах России.
— воспитания Российской гражданской идентичности.
Начальник Киилюртовской АШ РО ДОСААФ России РД Шамиль Гасанов в ходе Урока Мужества ознакомил участников урока с биографией С.И. Грицевца.
Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Бретской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в «Льноторге», учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.
В июне 1931 года по комсомольской путевке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов.
Боевые листки тех лет призывали равняться в учебе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал летчиком – истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознаменной ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно – стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней летчиком – инструктором.
В июне 1938 года, в составе группы из 34 летчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы «Сергио» и «Командор Серж».
Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налетом 115 часов, в 42 воздушных боях сбил 30 самолетов противника (6 лично и 24 в составе группы). Летчики группы под его руководством сбили 85 самолетов.
22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество, и отвагу, старшему лейтенанту С.И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту и присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором (31 декабря 1938 года).
В полную силу сильные стороны характера и летного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин – Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. 26 июня 1939 года в районе озера Буир – Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских летчиков. Враг потерял 15 самолетов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.
В небе Халхин – Гола С.И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолетов противника (по одним источникам – 10 лично и 2 в группе, по другим – все 12 лично). 9 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Награжден также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).
16 сентября Грицевец с группой летчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П.И. Хара, не разглядев выложенную букву «Т», стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолета были разбиты, Хара получил серьезные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову.
Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося летчика.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!