Putin

 

 

 

День моряка-подводника в Махачкалинской ОТШ ДОСААФ России РД

25 марта 2024 - Администратор

 19 марта 2024г. с курсантами Махачкалинской ОТШ ДОСААФ России проведен Урок мужества, посвященной праздничной дате.

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника — профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала подводных сил Военно-Морского Флота Российской Федерации, установленный приказом Главкома ВМФ РФ № 253 от 15 июля 1996 года.

В 1906 году по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей — подводные лодки. Этим же указом в состав Российского флота были включены 10 подводных лодок. Первая из них — «Дельфин» — была построена на Балтийском заводе в 1904 году.

Русско-японская война (1904-1905) стала первой в мировой истории войной, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей — подводные лодки.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В Первую мировую войну в 1914-1918 годах подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать, как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

Маринеско Александр Иванович

Капитан 3-го ранга. В 1933 году окончил Одесское мореходное училище и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В 1933 году был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания, которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при учебном отряде подводного плавания, служил помощником командира на подлодке «Л-1», затем командиром на подлодке «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовке в 1940 году занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок азартных карточных игр. В августе 1942 года лодка «М-96» впервые вышла в боевой поход. По советским отчетам потопила немецкий транспорт, по немецким данным – лодка промахнулась. В ноябре 1942 года лодка вышла во второй поход для высадки группы разведчиков. За этот поход Маринеско получил орден Ленина и звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки «С-13», на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года. Ей удалось повредить транспорт «Зигфрид», водоизмещением 553 т, который в отчете «вырос» до 5 тыс. т. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» (25,5 тыс. т) и «Штойбен» (16,6 тыс.т). Таким образом, Маринеско совершив 6 боевых походов, потопив два корабля общим тоннажем в 40,1 тыс. т. и повредил один водоизмещением в 553 т.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка «С-13» — ордена Красного Знамени. Сам же командир лодки, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Магомед Имадутдинович Гаджиев

«Нигде нет такого равенства перед лицом смерти, как на подводной лодке, на которой либо все погибают, либо все побеждают» - эти слова принадлежат советскому подводнику Магомету Гаджиеву. Советский командир отличался бесстрашием в бою, он не раз действовал из надводного положения артиллерией лодки. В одном из сражений немцы засекли подлодку по масляному следу и атаковали ее глубинными бомбами. Рассказываем, как Гаджиев смог выйти из этой западни и за что он получил звание Героя Советского Союза.

Становление моряка-подводника

Магомет родился в горном ауле Мегеб в Дагестане в 1907 году. Он с детства «болел» морем. В 13 лет вступил в Красную Армию. Магомет служил в полковом оркестре, помощником пулеметчика и артиллериста.

Путь моряка начался для Магомета в 1925 году. За отличную службу на флоте в 1935 году Гаджиев был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина. К началу Великой Отечественной он был командиром 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Гаджиев не сидел в штабе, а лично участвовал в боевых походах. Он помогал в боях командирам подводных лодок.

Магомет Имадутдинович воевал на подводных лодках типа «К». Они предназначались для длительных автономных походов и были самыми мощными советскими подводными лодками Великой Отечественной. Эти подлодки обладали внушительной артиллерией: 2 100-мм пушки и 2 45-мм орудия. Буква «К» означает «крейсерская», моряки ласково называли их «Катюшами».

Суровые испытания Великой Отечественной

12 сентября 1941 года Гаджиев во время похода заметил немецкий транспорт. Однако он был слишком далеко для торпедной атаки. Тогда Магомет Имадутдинович решил воспользоваться артиллерией лодки. «К-3» всплыла на поверхность и открыла огонь из пушек. Такой маневр был крайне рискованным, однако благодаря слаженной работе экипажа удалось потопить транспорт и уйти от бомб немецкого гидросамолета. При возвращении на базу Гаджиев приказал командиру «К-3» Василию Уткину сделать холостой выстрел в честь победы. В дальнейшем это стало целой флотской традицией.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 209 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий